Как воспитать любознательность в ребенке. Как развить в ребёнке любознательность? "Что это?" - главный вопрос любознательности

Все дети от природы любопытны. От рождения им дано одно очень важное свойство – стремление познавать и понимать окружающий мир. И.П. Павлов называл это стремление «рефлексом что такое?». Именно благодаря этому рефлексу дети познают мир, у них развивается речь, мышление, интеллект. Поэтому можно смело сказать, что развитие любознательности начинается ещё в младенчестве.

Помимо любознательности у детей развивается и познавательный интерес, который просто необходим во время обучения в школе. Если познавательный интерес к концу дошкольного возраста будет сформирован недостаточно, то это может привести к серьёзным проблемам в школе, скорее всего отсутствие познавательного интереса приведёт к школьной неуспеваемости. Любознательность и познавательный интерес представляют собой разные формы отношения к окружающему миру.

Любознательность – особая форма познавательной активности, недифференцированная направленность ребёнка на познание окружающих предметов, явлений, на овладение деятельностью (С.Л.Рубинштейн). Это определение говорит о том, что любознательному ребёнку не важно, что он будет познавать, главное – познавать.

Детскую любознательность очень хорошо характеризует стихотворение Р.Киплинга:


Есть у меня шестёрка слуг,

Проворных, удалых.

И всё, что вижу я вокруг, —

Всё знаю я от них.

Они по знаку моему

Являются в нужде.

Зовут их Как и Почему,

Кто, Что, Когда и Где.

Я по морям и по лесам

Гоняю верных слуг.

Потом работаю я сам,

И им даю досуг.

Даю им отдых от забот, —

Пускай не устают.

Они прожорливый народ, —

Пускай едят и пьют.

Но у меня есть юный друг,

Особа юных лет.

Ей служат сотни тысяч слуг,

И всем покоя нет!

Она гоняет, как собак,

В ненастье, дождь и тьму

Пять тысяч Где, семь тысяч Как,

Сто тысяч Почему.


(Перевод С.Я. Маршака)

Познавательный интерес – это стремление ребёнка познавать новое, выяснять непонятное о качествах предметов, явлений, действительности, в желании вникнуть в их сущность, найти имеющиеся между ними связи и отношения (Т.А.Куликова). То есть, в основе познавательного интереса – активная мыслительная деятельность. Познавательный интерес позволяет дольше заниматься определённой деятельностью, повышая устойчивость внимания к этой деятельности и активизируя умственную деятельность. Кроме того, благодаря познавательному интересу у ребёнка проявляются положительные эмоции – удивление, радость успеха, которые придают уверенность в своих силах.

Развитие любознательности и познавательных интересов не происходит стихийно и не осуществляется само собой. Любознательность и познавательные интересы, как правило, воспитывают. Значит, воспитание любознательности и познавательных интересов – это специально организованная планомерная деятельность, направленная на формирование познавательной активности и стремления ребёнка познавать окружающий мир.

Первоначально дети познают окружающий мир через эмоциональное общение с близкими взрослыми. Но по-настоящему познавательная активность начинает проявляться и развиваться начиная с раннего детства, т.е. с года. Примерно с года ребёнок начинает осваивать навыки прямохождения, именно поэтому окружающие предметы становятся более доступными. Малыша привлекают закрытые шкафчики с различными вещами, электрические розетки, провода, всевозможные пузырьки и флакончики, того и гляди, что-нибудь откроет, рассыплет, прольёт или попробует. Любознательность у ребёнка раннего возраста развивается через предметную деятельность, т.е. через действия с предметами. Всё поведение малыша в этом возрасте можно назвать «исследовательским». Как проявляется это исследовательское поведение? Представьте, что Вас пригласили в незнакомое для Вас место, оставили в каком-нибудь рабочем кабинете одного и попросили подождать. Что Вы там будете делать? Я, например, сомневаюсь, что Вы будете просто тупо стоять и смотреть в одну точку. Скорее всего, Вы будете рассматривать окружающие Вас предметы. Если Вы увидите, например, часы на стене, то, скорее всего, Вы посмотрите, сколько времени, если Вы увидите на столе какие-нибудь бумаги, не скрытые от Вашего взора, то, скорее всего, попытаетесь прочитать содержание этих бумаг, окно вызовет интерес заглянуть и посмотреть, что происходит на улице и т.д. Таким образом, можно сказать, что все предметы в незнакомом помещении наталкивают нас на действия с ними. Взрослые люди, как правило, ведут так себя в незнакомом помещении, а вот маленькие дети ведут так себя практически постоянно. Именно такое поведение называется исследовательским. В своей предметной деятельности дети постоянно экспериментируют. Смотрят, что получится, если я сделаю так… В это время очень важно общаться с ребёнком и показывать ему всё новые и новые действия с предметами. Не следует наказывать ребёнка, если он залез в шкаф, взял без спроса какие-то вещи, вытащил все кастрюли из посудного шкафа, рассыпал муку или крупу и т.д. Так ребёнок проявляет свой познавательный интерес и удовлетворяет свою познавательную потребность. Конечно, нельзя позволять ребёнку делать абсолютно всё, есть вещи, которые угрожают его жизни или здоровью. Поэтому лучше не оставлять ребёнка одного, тем более если в помещении много опасных предметов. Необходимо объяснять ребёнку, почему нельзя брать те или иные предметы, или почему нельзя совершать определённые действия. Примерно после 1,5 лет ребёнок вас поймёт и будет ещё Вам говорить «Ай – ай – ай!».

Развитие любознательности и познавательных интересов ребёнка переходит на новый уровень, когда ребёнок осваивает речь, тогда меняется и его познавательная активность, точнее, познавательная деятельность ребёнка переходит на качественно новую ступень развития. С помощью речи обобщаются знания детей, формируется способность анализировать. Теперь ребёнок общается со взрослым, чтобы установить личностные отношения и чтобы удовлетворить свою познавательную потребность. В это время ребёнок начинает задавать кучу вопросов, которые нельзя оставлять без внимания. Издавна вопросы ребёнка считались основной формой проявления любознательности и познавательных интересов. Однако исследования С.Л.Рубинштейна и А.И.Сорокиной выявили, что в основе детских вопросов могут лежать разные мотивы. Все детские вопросы можно разделить на две большие группы: познавательные и коммуникативные. Коммуникативные вопросы ребёнок задаёт, чтобы привлечь к себе внимание и установить контакт со взрослым. Например, моя дочь сейчас задаёт мне очень много вопросов именно такого плана: «Как дядю зовут?», «Как девочку зовут?», «Как собачку зовут?», или по дороге в поликлинику она спрашивает: «Мам, а меня там слушать будут?». Такие вопросы возникают у детей в периоды тревоги, радости или страха. Они требуют особенно чуткого отношения взрослых – важно понять, что волнует ребёнка, чего он боится, опасается и во время успокоить его.

Познавательные вопросы дети задают в силу своей любознательности, когда испытывают недостаток в знаниях, стремятся приобрести новые знания или уточнить уже имеющуюся информацию. Источником таких вопросов служит разнообразный опыт ребёнка. Пример таких вопросов: «Почему ветер дует?», «Почему ночью на небе то луна, то месяц?», «Куда звёзды пропадают с неба днём?» и т.д.

Познавательный интерес ребёнка отражается в его играх, рисунках, рассказах и других видах деятельности. Поэтому Вы должны обеспечить ребёнка такими видами деятельности. Например, мою дочь стало интересовать рисование. Поэтому мы стараемся рисовать на разных видах бумаги и на разных материалах. Мы рисовали на цветной бумаге, на салфетках, на газете, кроме этого я приобрела настольный театр из дерева, который необходимо раскрасить, и мы раскрашивали персонажей сказок и декорации, которые сделаны из дерева. Причём раскрашивали мы их и цветными карандашами, и красками, и восковыми мелками. Получилось здорово и интересно. Недавно раскрашивали поделки из солёного теста. Зимой мы рисовали веточкой на снегу, а сейчас рисуем школьными мелками на асфальте, на доске. Я даже разрешила рисовать дочке своей губной помадой – ей это очень понравилось, вызвало восторг и удивление. А ещё, время от времени я поддерживаю этот познавательный интерес разговорами о рисовании. Многие мальчики интересуются машинками. Можно расширять познавательный интерес малыша, приобретая ему разные транспортные средства. Здесь подойдут игры с этими транспортными средствами, наблюдения на улице за транспортом, рисование транспорта, можно предложить сделать аппликацию или слепить машину из пластилина, предложить готовую раскраску и т.д. Кроме этого, конечно же, помогут рассказы и истории про транспорт, просмотр мультфильмов и т.д. Любознательность и познавательные интересы ребёнка складываются практически во всей его повседневной жизни. Поэтому нельзя упускать из вида даже малейшие мелочи. Не следует усаживать ребёнка за телевизор или компьютер, лучше подольше погуляйте с ним и понаблюдайте за происходящем на улице. Если Вы заняты делами, то привлеките ребёнка помочь Вам, поверьте мне, ему будет безумно интересно проявлять свои качества не за экраном компьютера, а внося посильный вклад в какое-нибудь полезное дело. Выходные проведите на природе. Летом это могут быть прогулки в лесу или пикник на берегу реки. Организуйте рыбалку, сходите за грибами, ягодами – эти занятия полезны не только для умственного развития ребёнка, но и просто незаменимы для физического развития. Зимой можно покататься с горки на санках, на лыжах, сходить на каток, слепить снеговика и т.д. А весной и осенью очень интересно бегать по лужам, пускать кораблики и т.д. И не стоит забывать о создании для ребёнка ситуации успеха, ведь успешная деятельность ребёнка является стимулом развития познавательного интереса.

" Воспитание любознательности у детей дома и в детском саду"

Консультация для родителей: "Развитие любознательности у детей"

«Он взрослых изводил вопросом «Почему»

Его прозвали «Маленький философ».

Но только он подрос, как начали ему

Преподносить ответы без вопросов.

И с этих пор он больше ни кому

Не задаёт вопросов «Почему?».

С.Я. Маршак

Раскрыть значение познавательного интереса ребенка и отклика взрослых на него; научить развивать познавательную активность.

Обучать детей исследовательской (поисковой) деятельности, направленной на познание окружающего мира.

Развивать мыслительные операции, умение выдвигать гипотезы, делать выводы, активизировать словарь детей, продолжать работу по развитию мелкой моторики.

Способствовать воспитанию самостоятельности, развитию коммуникативных качеств, закреплять культурно-гигиенические навыки.

Какого ребенка мы называем любознательным? В Толковом словаре С. И. Ожегова можно прочитать: «Любознательный - склонный к приобретению новых знаний, пытливый». Основой любознательности является познавательная, исследовательская активность детей, удовлетворение которой во многом и будет определять пытливость детского ума, его интерес к знанию. Как родители могут помочь этому процессу?

Ребёнок по своей натуре любознателен. Его интересует всё новое и незнакомое. Стремление познать часто подводит детей. Они нечаянно что – то ломают, режут, разбивают. Этим нередко доставляют нам, взрослым, беспокойство. Ребёнок растёт, возрастает его любознательность к окружающему, незнакомому.

Любознательность у детей – это норма, даже один из признаков одарённости, поэтому очень хорошо, когда ребёнок задаёт вопросы, и тревожно, когда не задаёт. В этом случае надо серьёзно разобраться в причинах.

На все вопросы детей надо отвечать по научному точно и доступно, как бы вы заняты ни были. Более того, нужно похвалить за хороший вопрос, за желание узнать. Но ещё лучше, если вы будете, с пониманием относясь к незнанию ребёнка, побуждать его самостоятельно находить ответы на вопросы в словарях, справочниках, книгах.

Каждый вопрос ребёнка – это прекрасная возможность научить его самому находить ответ, пользоваться словарями и книгами, помочь ему полюбить сам процесс самостоятельного приобретения знаний и проведения маленьких исследовательских работ. Идеально, когда ребёнок сам задаёт вопросы, сам хочет что-то знать. Чтобы дети не боялись задавать вопросы, надо убедить их в том, что не знать что-то не позорно: позорно не узнать, если можно узнать. Надо убедить детей, что задавать вопросы – это полезно: больше узнаешь по ответам. Не задать вопрос, когда не понял, это не позор, а трусость. Надо поощрять детей, задающих вопросы: «Молодец, ты задал хороший вопрос, значит, ты следишь за ходом мысли, думаешь». Можно ставить оценки не только за хорошие ответы, но и за хорошие вопросы. Кто ничего не спрашивает, тот ничему не научится. Хочешь быть умным – научись задавать вопросы.

Нельзя смеяться над ребёнком, задавшим слабый вопрос. Дети имеют право на ошибку. Если ваш ребенок задает вам вопросы, это значит, что вы стали для него довольно значимым и авторитетным человеком, который владеет нужной ему информацией и хорошо ориентируется в том, что ему интересно. Вопросы ребенка к вам, взрослому - это проявление уважения и доверия к опыту и вашей компетенции. И хотя порой от них хочется спрятаться, прикрывшись, свежей газетой или срочным разговором, побыть наедине со своими мыслями, решить накопившиеся проблемы, вы должны реагировать на исследовательский азарт малыша, который иногда не дает «бедным» взрослым ни минуты покоя! И не должны препятствовать малышу в его исследовательской деятельности.

Каждый ребёнок рождается любознательным. Это естественное свойство подстёгивает обучение на ранних этапах. Но чтобы любознательность у малыша была созидательной, её надо культивировать.

Малыши ужасные «почемучки». Им нужно узнать очень многое, поэтому они постоянно задают вопросы. И неудивительно, что у взрослых часто голова идёт кругом от дождя их вопросов. Иногда желание отвечать на сотый вопрос «почему?» и «что это?» может и не оказаться, но всё же постарайтесь не прятаться от любознательного дождя под зонтиком усталости или равнодушия. Не одёргивайте ребёнка, не молчите. Не говорите ему, что «ты слишком мал, чтобы понять это». Все вопросы крохи заслуживают вашего ответа, поскольку он на данном этапе всё щупает, рассматривает, пробует, слушает, а потом пытается разобраться в своих ощущениях. Слушайте вопросы ребёнка и не ленитесь отвечать на них.

Мир полон захватывающих вещей, и для взрослых это часто беда, ведь ребёнку надо с ними экспериментировать. да, активное изучение ребёнком мира может принести в ваш дом сумбур и беспорядок. но нужно понимать, что, сдерживая кроху, вы помешаете приобретать необходимый ему опыт. Поэтому избавьтесь от желания одёрнуть малыша ради сохранения чистоты и порядка: пусть ребёнок строит укрытия из стульев и одеял, рисует на стенах, швыряется подушками, возводит замки из песка. Если эксперимент вашего юного исследователя становится опасным и разрушительным, вам необходимо остановить его, переключив внимание и исследовательскую мысль на другой объект. При этом объясните малышу, что вас не устраивает не сам процесс, а его результат. Проводите с ребёнком безобидные опыты и эксперименты: лепите из теста, разрисовывайте скучные обои, сдувайте пух с одуванчика, просеивайте песок через сито, смешивайте пищевой краситель с водой и т.д. Каждому из нас порой нужно, чтобы ничто не сдерживало нашу фантазию. А ребёнку тем более.

Примиритесь с исследовательской деятельностью малыша, и не только примите её как должное, но и поощряйте её. Знакомьте ребёнка с числами, цветами, буквами, рассказывайте обо всём. Ваша цель не в том, чтобы научить ребёнка считать или писать, а в том, чтобы заронить искру интереса к этим областям знания и создать основу для будущего обучения, всё остальное ребёнок изучит сам.

Включайте обучение в повседневную жизненную деятельность. Обучение должно быть весёлой забавой. Если ребёнок почувствует, что вы его заставляете учиться, ругаете, высмеиваете и кричите за неудачи, если будете ставить перед детьми трудные не по возрасту задачи, насильно заставлять что – то делать, то он начнёт страшиться учёбы, страшиться узнавать что – то новое. Поэтому старайтесь, чтобы обучение для ребёнка сопровождалось игрой и забавой. Обучая ребёнка, играйте с ним.

Наблюдение – прекрасный способ познания мира! Музеи, игровые площадки, лужайки, магазины игрушек, парки, зоопарки оживлённые улицы – ребёнку почти везде есть чему поучиться. Посещайте выставки, концерты, театры, ходите в гости – ребёнок обязательно найдёт что – то интересное для себя. Делитесь с ребёнком собственными наблюдениями, задавайте ему вопросы и обсуждайте их с ним. Показывайте и наблюдайте вместе с ребёнком мир.

Пусть ребёнок качается на качелях, катается с горки, плещется в детском бассейне, сажает цветы, дёргает сорняки, играет в мяч, посыпает тесто мукой, рисует мелком, играет с детьми, активно осваивает детскую площадку, моет посуду, говорит по телефону. Возможностей много, они есть везде. Приобретаемый опыт ценен сам по себе, а ваши комментарии могут сделать его ещё более ценным. Всё, что делает ребёнок, даёт ему необходимый жизненный опыт. Дайте возможность и просто позволяйте ребёнку получать разнообразные впечатления.

Ребёнка учите не только вы и реальный мир вокруг него, но и мир фантазий, которые вы можете создать с помощью книг, кино, мультфильмов, телевизионных передач. Поощряйте любые игры. Предлагайте ребёнку придумывать свои сказки или переписывать уже хорошо ему знакомые. Не бойтесь смешивать характеры и ситуации в разных сказках, которые ребёнок знает. Добавьте Бабу – Ягу в сказку о Красной Шапочке, Колобка – в историю о Снежной Королеве. Задавайте ребёнку вопросы: «А что бы произошло, если бы на месте Красной Шапочки была Снежная Королева? И как бы жили тогда герои?» Позвольте ему придумать свой вариант развития событий, стимулируя фантазию дополнительными вопросами.

Поощряйте фантазии и импровизации детей. Пусть ребёнок поймёт, что вы тоже любите исследовать окружающий мир, что обучение продолжается всю жизнь. Желание учиться, как для вас, так и для ребёнка заразительно. Показывайте ему пример. Рассказывайте о своих наблюдениях и новых знаниях, пусть ребёнок понимает, что обучение продолжается всю жизнь. Ваш интерес к жизни будет лучшим образцом для подражания

Будьте для ребёнка примером.

Анастасия Ивановна Старкова
Практикум для родителей «Воспитание любознательности средствами природы»

НРМ ДОБУ «ЦРР д/с «Теремок»

Практикум для родителей :

«»

Старкова Анастасия Ивановна

Практикум для родителей :

«Воспитание любознательности средствами природы »

Форма проведения : круглый стол.

Цели : ознакомить родителей воспитанников с условиями развития любознательности у детей старшего дошкольного возраста; вовлечь родителей в обсуждение проблемы воспитания любознательности средствами природы ; определять факторы, влияющие на развитие .

План проведения :

1. Педагогический всеобуч в форме вопрос-ответ

2. Самостоятельная работа

3. Работа с памяткой

4. Рефлексия

5. Подведение итогов

Организационный момент

В целях создания эмоционального настроя на тематику собрания включить спокойную музыку, отображающие звуки природы ; журчание ручья, пение птиц и т. д.

Оформляется выставка по теме собрания (познавательная литература, рисунки детей)

Добрый вечер уважаемые родители . Я рада вас всех видеть на нашей встрече. Мы с вами сегодня поговорим о том, как воспитывать любознательность детей средствами природы .

Скажите, каким бы вы хотели видеть своего ребёнка?

Ответы родителей :

Как вы думаете, что необходимо для этого?

Влияние природы на ребёнка огромно . Только познавая природу , ребёнок начинает сознательно и бережно относиться к ней. В процессе познания закладываются и основы экологической культуры. Приобщая ребёнка к природе , мы всесторонне развиваем его личность, воспитываем бережное отношение к природе , любознательность . Любознательность и познавательный интерес являются ценными качествами личности и выражают отношение к окружающей жизни, к природе . Что же такое любознательность ?

Высказывания родителей .

Как объясняется в Толковом словаре русского языка С. Ожогова.

Любознательность - склонность приобретению новых знаний, пытливость. Ребёнок очень любознателен по своей натуре . Его интересует всё новое неизвестное, а ещё каждый ребёнок по своей натуре исследователь.

Для возбуждения любознательности хорошо использовать элемент загадочности, сюрпризности, развлекательности.

Скажите, что толкает детей на поступки, связанные с разрушением, например с поломкой игрушки?

Ответы родителей .

Стремление узнать, что у неё внутри, почему она двигается. (Свой пример про неваляшку)

С ростом ребёнка растёт и его любознательность к окружающему его миру, к природе . Часто возникают вопросы : Почему? Для чего?

Ваше мнение, хорошо это или плохо; когда дети задают вопрос?

(Безусловно хорошо, у детей развивается речь, психическое

развитие.)

Очень часто сигналом задержки психического развития служит

очень малое количество и скудное качество задаваемых

ребёнком вопросов. А вот по большому количеству разнообразных, глубоких вопросов, можно судить о творческих способностях

Задают ли вам дети вопросы?

Ответы родителей .

Для развития любознательности хочу вам предложить игры экологического содержания.

Одну из таких игр предлагаю проиграть, которая называется

«Цепочка» .

Я называю объект природы живой или неживой природы , а каждый играющий называет по одному признаку данного объекта, так чтобы не повториться. Например «сосна» - дерево, хвойное, высокое, имеет шишки и т. д. Вариант игры белка.

Если дети задают вопросы, значит, они их интересуют. Вопросы помогают познавать мир. Желание задавать вопросы, пытливое отношение к явлениям жизни необходимо развивать, но при этом необходимо вооружать ребёнка способами самостоятельного поиска ответа. А. М. Горький писал «Сказать ребёнку на его вопрос : «Подожди, вырастишь-узнаешь» - значит гасить его стремление к знанию. Толково ответить на вопрос - большое искусство, и оно требует осторожности». Да, быстрые готовые ответы расширяют кругозор ребёнка, обогащают его знания, но недостаточно способствуют развитию самостоятельного мышления.

Да любознательность присуща каждому ребёнку, но её необходимо развивать, стараясь повышать уровень любознательности .

Предлагаю вам выбрать из предложенного перечня факторы, способствующие формированию любознательности дошкольника и отметить их галочкой (Перечень на столах) .

-Родители знакомятся с перечнем, обсуждают его.

1. Да, прежде всего это общение с ребёнком. Общение должно создавать радостное ощущение жизни, уверенность в своих силах.

2. Во время прогулок необходимо развивать у детей любого возраста способность к наблюдению. Это дает ребенку воспринимать красоту природы и узнавать новое о жизни в природе . (Обратить внимание на работы - рисунки детей) .

3. Большое значение для умственного развития ребёнка имеет экспериментирование с природным материалом . (Пример камушки и керамзит) .

4. Очень эффективно любознательность развивается с помощью загадок. Отгадать загадку - значит найти решение задачи. Хорошо, когда дети не только отгадывают загадки, но и придумывают свои.

Давайте мы свами побудем детьми и по отгадываем экологические загадки.

Самое трудолюбивое насекомое?

Она делает самую сладкую работу?

Какие птицы не умеют летать?

Их называют слугами земли. Кто они?

Эта птица бывает и белой и чёрной. Назови её?

Откуда канарейки получили своё название?

У неё на красной спинке очень чёрные снежинки?

Очень любит на обед шарфик съесть вместо котлет?

Вот такие шуточные загадки дают много знаний детям.

5. И ещё одним важным средством приобщения ребёнка к природе являются природоведческие музеи . Посещение музеев развивает у детей любознательность , наблюдательность, пробуждает в ребёнке творчество. Что так необходимо при обучении в школе.

Ходите все вместе в музей! Старайтесь, чтобы у ребёнка создавалось представление о себе как об умеющем, сообразительном, терпеливом.

А в этом - залог его будущих учебных успехов.

Уважаемые родители возьмите ручки и заполните, пожалуйста рефлексию.

Предлагаются памятки :

- «По развитию любознательности дошкольников »

- «Игры экологического содержания»

Приложения

Памятка для родителей по развитию любознательности

1. Внимательно относитесь к детским вопросам.

2. Не раздражайтесь из-за них на ребенка, не запрещайте их задавать.

3. Ответы давайте краткие и доступные пониманию ребенка.

4. Все время прививайте ребенку познавательные интересы и мотивы.

5. Научите его играть в шашки и шахматы.

6. Проводите в семье конкурсы знатоков, викторины, часы загадок и отгадок.

7. Организуйте совместные походы в театр, на выставки, в музеи.

8. Проводите постоянные прогулки на природу : в парк, сквер, к водоему, в лес.

9. Мастерите с детьми поделки из природного материала и бумаги .

10. Поощряйте экспериментирование детей. 11. Читайте детям природоведческую литературу , беседуйте по ее содержанию.

Любите своего ребенка!

Рефлексия

Цель посещения практикума

Достигли ли вы свой цели

Целесообразно ли проводить такие мероприятия

Игра «Цепочка»

Вы называете объект живой или неживой природы , а ребенок называет один из признаков данного объекта, далее вы называете признак, далее опять ребенок так, чтобы не повторяться.

Например : объект живой природы «белка» - животное, дикое, лесное, рыжее, пушистое, грызет орехи, прыгает с ветки на ветку и т. д.

Игра «да» или «нет» .

На все вопросы в игре можно отвечать только словами «да» или «нет» . Ребёнок загадывает какое-либо животное (растение) . Вы спрашиваете, где животное живет, какое оно, чем питается. Ребенок должен отвечать только двумя словами «да» или «нет» . После отгадывания игроки меняются ролями в игре.

Игра «Ассоциации» .

В этой игре загадывается объект природы , животного или растительного мира. Взрослый и ребенок по очереди называют слово, связанное какой-либо ассоциацией с заданным объектом, далее игрок, чья очередь говорит уже слово, которое ассоциируется у него с последним словом, прозвучавшим в игре. Таким образом, в игре выстраивается ассоциативная цепочка.

Пример : муха-тепло-жара-солнце-лето-каникулы-зоопарк-слон.

Игра «Четвертый лишний»

Вы называете 4 объекта природы , ребенку нужно найти

лишний объект и обосновать свой выбор.

1. Заяц, еж, лиса, шмель.

2. Дождь, снег, облако, роса.

3. Роза, одуванчик, гвоздика, тюльпан.

4. Корова, волк, овца, кролик.

5. Трясогузка, паук, скворец, сорока.

6. Бабочка, стрекоза, енот, пчела.

7. Ель, береза, яблоня, осина.

8. Лиса, свинья, лось, кабан.

9. Кузнечик, божья коровка, воробей, майский жук, 10. Лес, парк, роща, тайга.

Игра «вершки- корешки» .

Вы называете овощи, ребенок делает движения руками : если овощ растет на земле, на грядке - он поднимает руки вверх. Если овощ растет на земле - руки опускает вниз.

Игра «Я знаю»

Вы называете ребенку класс объектов природы (звери, птицы, рыбы, растения, деревья, цветы) . Ребенок говорит : «Я знаю 11ять названий зверей и перечисляет (например, лось, лиса, волк, заяц, олень) . Аналогично называются другие классы объектов природы .

Игра «Птица, рыба, зверь»

Вы бросаете мяч ребенку и произносите слово «птица» . Ребенок, поймавший мяч, должен подобрать видовое понятие, например «воробей» и бросить мяч обратно. Аналогично проводится игра со словами «зверь» и «рыба» .

Игра «земля, вода, воздух» . Родитель бросает мяч ребенку и называет объект природы , например «сорока» . Ребенок должен ответить «воздух» и бросить мяч обратно. В ответ на слово «дельфин» - ребенок отвечает «вода» , на слово «волк»

- «земля» и т. д. Возможен и другой вариант : родитель называет слово «воздух» . Ребенок, поймав мяч, должен. назвать птицу. В ответ на слово «земля» -животное, обитающее на земле : на слово «вода» - обитателя рек, морей, озер и океанов.

Игрс1 «Летает, плавает, бегает» . Родитель называет детям объект живой природы . Ребенок должен изобразить способ передвижения этого объекта.

Например : при слове «зайчик» ребенок прыгает; при слове «карась» - имитирует плывущую рыбу; при слове «воробей»

Изображает полет птицы.

Дети любознательны с самого рождения, но родителям необходимо постоянно поддерживать их естественное желание познавать мир. Развитие любознательности прививает ребенку тягу к новым знаниям, которая пригодится и во взрослом возрасте.

Если родители, бабушка и дедушка, няня будут всячески поощрять стремление своего чада к накоплению знаний, из него вырастет активный и старательный ученик. Если же родители будут препятствовать детским исследованиям, то интеллектуальный азарт маленького почемучки остынет или исчезнет вовсе.


Отвечайте на детские вопросы. Малышей интересуют многие вещи, поэтому не удивляйтесь нескончаемому потоку вопросов из их уст. Попытайтесь внимательно выслушивать все, что говорит малыш и давать четкие ответы, даже если это пятидесятый вопрос «Что это?» за день. Если взрослые не объясняют ребенку непонятные для него явления или отмахиваются со словами «ты еще очень маленький для этого», он может перестать ними интересоваться.

Поощряйте исследования малыша. Родителям бывает непросто смириться с экспериментами малыша, особенно, если в качестве «испытуемых» выбраны комнатные цветы, домашние животные или дорогие вещи. Конечно, вредные и разрушительные опыты нужно прекращать, заменяя их гуманными и безобидными. Под вашим контролем малыш может смешивать пищевой краситель и воду, просеивать песок через сито и т.д.

Открывайте ребенку мир. Постоянно расширяйте поле любознательности ребенка: водите его в театры, музеи, посещайте парки аттракционов, магазины, организовывайте научно-кулинарные шоу , ходите по оживленным улицам и уединяйтесь на природе. Каждое новое место - площадка для опытов и источник информации о мире. Наблюдайте за тем, что происходит, вместе с малышом, спрашивайте и комментируйте увиденное.



Позвольте малышу получать разные впечатления. Врослые ограждают свое чадо от некоторых видов деятельности, а вместе с тем - лишают его эмоций, важных для развития любознательности. Пусть ребенок играет в мяч, сервирует стол, сажает растения, нажимает на кнопку звонка и вместе с вами месит тесто.

Поощряйте импровизации ребенка. Малыша учит не только окружающая реальность, но и выдуманный мир фантазий. Попасть в него возможно благодаря книгам, кино, театру и детским играм, в которых ребенок может примерить на себя роль Кота в сапогах, врача или любого другого героя.

Не позволяйте ребенку часто смотреть телевизор. На детском сайте для родителей можно найти информацию, что досуг перед телевизором для ребенка вреден. Безусловно, многие телепередачи могут пополнить запас знаний малыша, но далеко не все. К тому же, такой метод обучения - пассивный: ребенок может привыкнуть к тому, что ответы должны приходить сами собой, в виде мелькающих картинок на экране. Гораздо полезнее, когда малыш сам становится активным участником познавательного процесса.



Включайте обучение в повседневную жизнь. Это довольно простой и эффективный способ развить любознательность у дошкольников. Например, познакомить кроху с цифрами можно за обедом («Тебе сколько? Одну или две ложки каши?»), с цветами - когда собираетесь на прогулку («Сегодня ты наденешь синюю или зеленую кофту? Это синий, а это - зеленый»). Обучение буквам может стать не менее интересным («Видишь большую букву «М»? С нее начинаются слова «мама» и «молоко»). Таким образом родителям удастся заинтересовать малыша математикой, чтением или рисованием.

Подавайте собственный пример. Покажите малышу, что вы тоже любите заниматься исследованиями, постоянно чему-то учитесь, познаете то, чего раньше не знали и не умели делать. Вы увидите, что желание учиться заразительно, а ребенок поймет, что обучение - это процесс длиною в жизнь.

Детскую любознательность не должны сдерживать ни стены квартиры, ни излишняя родительская строгость. Важно, чтобы мама и папа поощряли исследования малыша, направленные на познание мира, объясняли непонятное, отвечали на вопросы. Только так любознательность ребенка войдет в привычку.

Любознательность активизирует умственные способности, открывает новые грани возможного и делает жизнь более интересной. Любознательность детей напрямую связана с желанием учиться. Она присутствует у всех малышей, но, к сожалению, с годами пытливость ума ослабевает. Как же сделать так, чтобы этого не произошло?

Для развития любознательности, в первую очередь, нужно поддерживать и поощрять стремление ребенка к исследовательской деятельности. Он жаждет активного познания мира и ему интересно абсолютно все. Можно проводить эксперименты вместе с крохой, направляя его любопытство в нужное русло. Но иногда нужно предоставить ему полную свободу действий, выбрав для этого подходящее время и место. Некоторые психологи рекомендуют выделить для малыша уголок в доме или во дворе, где ему будет позволено все, что только взбредет в голову. Единственное, о чем нужно позаботиться - это о его безопасности.

Нужно слушать вопросы и не лениться отвечать на них, а не молчать и уж тем более не одергивать кроху. В определенном возрасте у малыша возникает очень много «почему», в этот период он познает мир, слушает, смотрит, ощупывает, «пробует на вкус». И если ребенок не получит столь важных для него ответов вовремя, он вскоре совсем перестанет спрашивать. Со временем нужно научить свое чадо находить ответы на вопросы самостоятельно, но для начала стоит попробовать делать это вместе.

Важно создавать для малыша условия, где он сможет увидеть новое. Наблюдать - это так важно! Улица, парк, игровая площадка, музей, выставка, торговый центр - все это представляет сильнейший интерес для юного созидателя. Наблюдать - это так важно! Разные времена года, разные погодные явления, улица, парк, игровая площадка, музей, выставка, торговый центр - все представляет интерес для юного созидателя. И все является источником новой информации и свежих впечатлений. Наблюдать нужно вместе и обязательно обсуждать увиденное, делиться своими мыслями, ощущениями, желаниями.

У маленьких детей очень сильно развито воображение. Необходимо поощрять их стремление фантазировать и импровизировать. Можно сочинять сказки, стихи или писать сценарии, можно просто играть. Любая творческая деятельность стимулирует любознательность.

Обучение должно стать не скучной обязанностью, а веселой игрой. Интересной и забавной, но имеющей при этом свои правила, которые нужно соблюдать. Но при этом стоит иногда поступать неожиданно, неординарно. Поступить не так, как обычно, сделать не то, что запланировано.

Нужно подавать ребенку пример, демонстрируя свой интерес к жизни, свою любознательность. Весомым фактом для крохи станет эмоциональность родителей и неподдельный интерес ко всему происходящему вокруг.

 

Пожалуйста, поделитесь этим материалом в социальных сетях, если он оказался полезен!