Календари природы и погоды. Развивающий календарь Как с ребенком выучить названия месяцев

Я не самый организованный человек на Свете…

Я не всегда прихожу вовремя…

Я могу забыть о важных событиях и датах…

Однажды я забыла сходить с дочкой на музыкальные занятия. Как это получилось – до сих пор ума не приложу, ведь ещё за пару часов до начала я точно помнила об уроке, но потом эта мысль просто выскользнула у меня из головы, и мы всей семьей пошли гулять в лес (папа о занятии просто не знал).

И вот сижу я потом и думаю, как же сделать так, чтоб и я не забывала, и муж мог ориентироваться во множестве наших занятий и подсказывать мне «если что»… Быстренько нарисовала табличку с днями недели, написала когда какое занятие, заодно внесла туда расписание тренировок родителей, и прилепила на холодильник. Не плохо… НО буквально на следующий день расписание у одного из нас поменялось и пришлось рисовать стрелочки, зачеркивать… «Некомильфо!» - подумала я, и решила сделать то, что у меня получается лучше всего – сшить календарь, в котором можно будет менять расписание, отмечать важные события, выделить какой-то определенный день!!!

Вот что у меня получилось!

Итак, для каждого дня недели выбрала свой цвет. Дочка начала ходить в садик и ей просто необходимо знать, когда же выходные, поэтому на субботу и воскресенье приходятся её любимые цвета – красный и оранжевый! Каждый прямоугольник нового цвета – это кармашек.

Покупаем в магазине яркую ткань семи цветов по 20 см. Загибаем каждый лоскуток втрое вот таким образом (как на фото), учитывая припуски на швы 1-1,5см! Там, где предполагается название дня недели – проклеиваем флизелином, вырисовываем карандашом буквы и аккуратненько зигзагом вышиваем название дня недели на каждом кармашке.


* На каждом дне недели дополнительно сделаны прозрачные кармашки, чтобы вкладывать листочки с данными, которые могут меняться – как раз сюда мы и записали, когда занятия музыкой и бассейн у дочки или тренировки у мамы/папы. А школьники могут вложить сюда расписание уроков в школе, учесть все дополнительные занятия в кружках и секциях! Теперь ничего не забудется! Всё на виду!

Вырезаем семь кармашков из прозрачного материала (некоторые игрушки упаковывают в такой материал), обшиваем косой бейкой. Пристрачиваем получившиеся детали к стенкам карманов дней недели!

* Даты календаря обновляются с помощью цифр, которые крепятся к каждому кармашку на липучки! Цифры с синей обводкой обозначают десятки, а с красной – единицы! Думаю, так ребенку будет легче разобраться в цифрах!

Нашиваем на стенки карманов полосочки-липучки. Делаем цифры: скалываем три слоя: липучку + плотная ткань + тонкая лицевая ткань, прошиваем тонкой строчкой, вырезаем по контуру, край обрабатываем зигзагом. Цифры – самая объемная и сложная часть работы, поэтому я думаю, можно поискать по магазинам готовые аппликации в виде цифр и просто пришить к ним липучки .

* А для того, чтобы отметить, какой сегодня день, я использовала пуговки и кнопочки, на которые прикрепляются множество забавных символов. С помощью солнышка и тучек мы отмечаем сегодняшнюю погоду; желтые листики или снежинки, цветочки или бабочки – помогают ориентироваться во времени года; веселая или грустная рожица, а так же праздничные шарики – отражают наше настроение!

Пришиваем на стенки карманов пуговки и кнопочки. Тучки и листики делала вручную из плотных тканей; варежка, бабочки, цветочки – аппликации; солнышко, шарики, смайлик – делаем так же как цифры, только где-то делаем прорезь для пуговки, а где-то пришиваем кнопочку.


* А чтобы сохранилась идея перекидного календаря – месяцы подвешиваются на завязочки и прямоугольник с названием месяца можно перекинуть и заложить внутрь кармашка, не развязывая ленточек (как лист на перекидном календаре!).

Делаем двенадцать прямоугольничков с названиями месяцев (названия вышиваем зигзагом аналогично дням недели), пришиваем к ним петельки. На красном воскресном кармане пришиваем завязочки (потом дополнительно пришила пуговку, чтоб карман с месяцами не сильно оттопыривался ).


* Еще одна моя задумка – это хлястики на пуговичках по нижнему краю. Они не имеют никакого отношения непосредственно к календарю, но это возможность увеличить функциональность изделия и ещё раз порадовать любимого ребенка.

На эти хлястики, как на крючки, можно что-то подвесить. У нас на таком креплении подвешен небольшой волшебный пакетик, в котором периодически появляются маленькие подарочки для дочки (конфетки, заколочки, бантики, маленькие игрушки…). Ведь дети так любят сюрпризы!!! Так как ещё не новый год, то мы говорим ей, что подарки приносит Зайчик.


Итак, когда детали подготовлены – каждый день недели с вышитым названием, пришитым прозрачным карманом, пришитыми липучками, пуговками и кнопочками – соединяем их вместе и лицевая сторона календаря готова! Делаем тыльную сторону из любого материала, здесь главное -не забыть пришить полоски, в которые будут вставляться реечки для поддержания формы календаря.

Из остатков фиолетовой ткани я сделала широкую бейку и обшила вокруг, сделав сверху три петельки, для того чтоб наш календарь можно было подвешивать!!!

Вот и всё! Многофункциональный календарь готов!!


Такой календарь:

* замечательное развивающее пособие для детей с 2-х лет!

* удивительный помощник в организации пространства и времени для дошкольников и, конечно же, младших школьников!

* помогает изучать цифры, даты, дни недели, времена года, месяцы, особенности погоды, цвета и даже буквы!!!

*отличный тренажер для мелкой моторики!!!

* отличный подарок любимому малышу!!!

А главное: я стала более организованной, я сама с ним играю и помогаю вносить нужные изменения дочке, я чувствую, что мне этот календарь доставляет не меньше удовольствия, чем моему ребенку!

Абстрактное мышление у дошкольников только начинает формироваться, им сложно понять и запомнить то, что нельзя взять в руки, потрогать или увидеть. Научить ребенка месяцам, дням недели и временам года сложно, но при правильном подходе, можно это сделать задолго до школы. Все, что связано с понятием времени, малыши в силах освоить и запомнить.

neposed.net

Первое, с чем стоит разобраться, это времена года. Начинать изучение можно с 3-х лет и даже раньше. В 4 года ребенок уже неоднократно наблюдал за свою жизнь смену сезонов и вполне можно опереться на его жизненный опыт. Дальше помогут пособия, картинки, тематические мультфильмы и наблюдения за природой и деятельностью людей. О том, мы уже писали, озвучим некоторые общие правила:

  • Не нагружайте ребенка длинными предложениями и большим объемом новой информации.

Достаточно 2-3 предложения, которые ярко описывают то или иное время года.

  • Не рассказывайте обо всех 4-х временах года одновременно.

Один день — одна пора года. Лучше несколько раз в день вернуться к этой теме, чем полчаса «вдалбливать» всю информацию маленькому любознательному Почемучке.

  • Ребенку должно быть интересно.

Если вы видите, что малыш вертится, смотрит по сторонам и отвлекается — не настаивайте, отложите картинки и разговоры для более удобного случая. Толку все равно не будет, вы только будете нервничать и раздражаться.

  • На момент занятия у ребенка не должно быть никаких физиологических потребностей.

Ребенок должен быть сыт, не должен хотеть в туалет или спать и п.т.

Как научить ребенка месяцам года?

У каждого свой темп усвоения информации, но в среднем, пятилетний ребенок уже вполне готов к изучению месяцев, правильному произношению названий и запоминанию последовательности.

  • Подберите обучающие мультфильмы про времена года — это поможет с пользой провести время у экрана.

Очень удачная, на наш взгляд, серия «Времена года с тетушкой Совой». Уроки тетушки Совы в простой и доступной форме легко и быстро научат ребенка различать времена года. Про каждый месяц в мультфильмах есть стихотворение, информация о погоде, о том, какой образ жизни ведут разные животные в это время и какие изменения происходят с растениями. Тетушка Сова рассказывает о разных видах отдыха и развлечений, которые популярны в том или ином месяце, и знакомит с полезными приметами, которые помогают предсказывать погоду.

Посмотрев уроки, ваш малыш легко запомнит последовательность месяцев в году, получит представление о различных природных явлениях и их причинах.

  • Развивающие пособия по временам года и месяцам.

Сейчас можно найти много интересных книг и готовых пособий для обучения детей, они помогут вашему малышу запомнить последовательность времен года и месяцев.

blogspot.com

Обучающие пособия и игры можно сделать своими руками.

www.maam.ru

detsad-kitty.ru

  • Раскраски.

Тематические раскраски помогут выучить правильную последовательность месяцев года и запомнить, какие месяцы к какому сезону относятся и в каком порядке сменяют друг друга. Рисуя, малыш будет тренировать моторику и зрительно-моторную координацию. Цвета, выбранные для того или иного сезона, помогут создать зрительный образ и облегчат запоминание месяцев.

Бесплатно скачать раскраски по месяцам можно

  • Календарь.

Еще один очень эффективный способ легко запомнить названия месяцев, это сделать собственный календарь. На листе бумаги расчертите сетку, соответствующую количеству дней в текущем месяце. Вместе с ребенком отметьте, какие события на какие даты этого месяца у вас запланированы. Например, у кого-то день рождения, в какой-то день вы всей семьей идете в кино или на детское мероприятие и т.п. Если малыш уже умеет писать самостоятельно, пусть сам пронумерует дни, если нет — помогите ему сделать это. Предложите нарисовать тематическую картинку, отражающую то, что происходит в природе в этот месяц.

Постепенно вы сделаете календарь на все 12 месяцев. Малыш будет горд и счастлив! Благодаря выполнению такого задания ребенок расширит кругозор, разовьет навыки счета и мелкой моторики, быстрее запомнит месяца.

Как научить ребенка дням недели?

«Среда», «понедельник» и т.д. — для ребенка это совершенно абстрактные понятия, пока вы не придумаете для них собственные ассоциации и не соотнесете с важными и значимыми для жизни конкретного малыша событиями. Так, ребенку будет гораздо легче запомнить названия дней недели и их последовательность.

  • Повесьте в комнате малыша календарь с «окошком».

Пусть ребенок самостоятельно передвигает ползунок, а вы называйте, какой день недели сегодня, какой был вчера, какой наступит завтра. Понятия «сегодня», «вчера», «завтра» очень важны для установления и понимания временных связей, последовательности событий и явлений.

  • Сделать вместе с малышом перекидной календарь.

Перелистывая каждый день календарь, нужно озвучивать название дня недели, обсуждать планы на день. Вечером можно вернуться к календарю и вспомнить, какой день был вчера и какой день наступит завтра.

  • Сделайте календарь в форме часов.

Пусть ребенок каждый день переставляет стрелку и проговаривает название дня недели.

docplayer.ru

  • Поиграйте в поезд.

Сделайте из картона или сшейте из фетра паровозик, в котором каждый вагон будет определенным днем недели. Объясните ребенку, что нельзя вагончик-вторник поставить за вагончиком-пятницей. Лучше всего придумать разные крепления для вагончиков, тогда малыш просто физически не сможет «пристегнуть» вагоны неправильно. Например, понедельник пристегивается ко вторнику пуговицей, вторник к среде — кнопкой, среда к четвергу – шнурком и так далее.

i.mycdn.me

  • Привяжите каждый день недели к каким-то конкретным событиям.

Например, в понедельник мы идем в садик. И все остальные дни включая пятницу мы тоже туда ходим. Затем, наступает суббота — выходной. Мы будем печь печенье и поедем в гости к бабушке. После субботы наступит воскресенье. Наш второй выходной. Мы пойдем всей семьей в театр. Придумайте события и мероприятия, которые вы будете повторять еженедельно в определенные дни недели.

  • Расскажите ребенку, что в названиях дней недели спрятались подсказки.

Среда так называется, потому, что находится в самой середине недели, четверг – четвертый по счету день недели, пятница идет пятой и т. д. Усвоив это, ребенок быстрее запомнит очередность дней недели.

  • Для закрепления используйте стихи и загадки, считалочки и пр.

Вот неделька, в ней семь дней.
Поскорей знакомься с ней.
Первый день по всем неделькам
Назовется ПОНЕДЕЛЬНИК.
ВТОРНИК — это день второй,
Он стоит перед средой.
Серединочка — СРЕДА
Третьим днем всегда была.
А ЧЕТВЕРГ, четвертый день,
Шапку носит набекрень.
Пятый – ПЯТНИЦА - сестрица,
Очень модная девица.
А в СУББОТУ, день шестой,
Отдыхаем всей гурьбой.
И последний, ВОСКРЕСЕНЬЕ,
Назначаем днем веселья.

Протянулся мост на семь верст,
А в конце моста золотая верста. (Неделя)

  • Придумайте игру или сказку, где должно быть 7 разных героев или ситуаций.

Сюжет нужно продумать таким образом, чтобы все происходило последовательно, чтобы невозможно было поменять местами события без ущерба для судьбы героев.

www.maam.ru

Превратите скучный процесс обучения в увлекательную игру — и ребенок запомнит месяцы и дни недели на раз-два-три! Вы будете гордиться тем, какой умный у вас малыш, а сам ребенок получит от процесса обучения удовольствие и так необходимую в дальнейшем мотивацию на получение новых знаний.

Уважаемые читатели! Обязательно расскажите в комментариях, как вы учите детей запоминать месяцы и дни недели, поделитесь фотографиями ваших развивающих пособий.

Эти дидактические материалы помогут ребенку быстрее выучить и запомнить названия времен года и месяцев. Скачайте и распечатайте картинку-календарь, его нужно будет повесить на видном месте таким образом, чтобы ребенок часто встречал календарь глазами в течение дня. Он невольно будет прокручивать в памяти названия времен года, зимних, весенних, летних и осенних месяцев.

Естественно, перед этим необходимо ребенка с этими временами года ознакомить. Начните свой рассказ с зимы. Обязательно расскажите приметы, что происходит в это время года в природе, какая стоит погода, чтобы ребенок прочувствовал и ярко представил себе полную картину сезона.

Зимой день короткий. Солнце стоит низко и греет слабо. Выпадает снег. Холодно. Люди носят зимнюю одежду. Зимой мы празднуем любимый всеми праздник - Новый год.

Весной день становится длиннее. Солнце греет лучше. Становится теплее. Снег тает. Бегут ручейки. На деревьях появляются листья. Начинает расти трава. Расцветают цветы. Прилетают перелетные птицы. Люди носят демисезонную одежду. Самые известные праздники весны - это 8 марта и первомай.

Летом солнце стоит высоко, светит ярко, хорошо греет. Стоит жаркая погода. Цветут цветы и появляются ягоды. Люди носят летнюю одежду. Можно купаться в природных водоемах и загорать.

Осенью день становится все короче. Солнце ниже. Холодает. Поспевает урожай овощей и фруктов. С деревьев облетает листва. Перелетные птицы улетают на юг. Часто льет дождь. Люди одевают теплую одежду. Самый известный осенний праздник - день знаний.

И снова наступает зима...

Не забудьте обсудить и само понятие "времена года", что такое год. Детки часто путают "время года", "время суток", "неделя", "месяц" и просто "время", сразу разграничьте эти понятия. Помогут в этом загадки:

В саду царском стоит дерево. На одном боку цветы расцветают, на другом листы опадают, на третьем плоды созревают, на четвертом сучья подрезают. Что это за дерево? (год)

Птицы эти вереницей летят,
И не воротятся больше назад.
В каждой стае птичек - семь,
Вам они известны всем! (Дни недели.)

Двенадцать братьев
Друг за другом бродят,
Но друг друга не обгоняют. (Месяцы.)

Протянулся мост
На семь вёрст,
А в конце моста -
Золотая верста. (Неделя.)

Ежегодно приходят
К нам в гости:
Один седой,
Другой молодой,
Третий скачет,
А четвёртый плачет. (Времена года.)

Предложите ребенку самому придумать рассказ про времена года.

Не забудьте сказать ребенку, что год состоит из 12 месяцев , и на каждое время года приходится по 3 месяца.

Календарь времена года

Далее знания можно углубить, разбив происходящее в природе на месяцы, как изображено на картинках. Задавайте ребенку вопросы: "когда опадают листья с деревьев?", "когда мы поедем купаться на реку?" и тому подобные, чтобы хорошо закрепить в памяти материал.

В продаже бывают календари с подвижной стрелкой для изучения времен и месяцев года. Такой календарь можно смастерить и своими руками, просто распечатав рисунок и прикрепив стрелку из картона.

Хорошо помогут детям в закреплении знаний о временах года карточки, рисунки-раскраски и загадки.

Карточки

Нужно разрезать по линиям.

В детском саду или дома можно сделать аппликацию из цветной бумаги на тему времен года. Шаблон:

Как с ребенком выучить названия месяцев

Запомнить месяцы поможет простое стихотворение:

По сугробам шёл январь, всех морозов зимних царь!
Догонял его февраль - потерял из вьюги шаль.

Прибежал на смену март, зазвенел: "Весна, на старт!"
По ручьям приплыл апрель, он в кармане нёс капель.

Шелестел листвою май: "Куртку тёплую снимай!"
Одуванчик нёс июнь. Хочешь чуда? Просто дунь!

А в июле, а в июле мы на море отдохнули!
Август пчёлами гудел, да грибом в лесу сидел.

В золотистом сентябре мы забыли о жаре!
Ветер дунул октябрём: листьев жёлтых наберём!

Нас ноябрь заморозил, первый снег на землю бросил.
Вот декабрь к нам идёт, завершая длинный год!

(с) Ирина Гурина

Или еще одно стихотворение:

Выучили названия месяцев и их порядок, теперь можно рассказать ребенку секретик, как определить/посчитать количество дней в месяце по кулачкам:)

Не забудьте рассказать и про високосный год!

Тридцать дней всегда в сентябре,
В апреле, июне и ноябре.
На день больше в месяцах прочих,
Только февраль подравняться не хочет.
В нём всего двадцать восемь дней,

 

Пожалуйста, поделитесь этим материалом в социальных сетях, если он оказался полезен!